Наиболее последовательно искусство ложноклассического направления раскрылось в творчестве Леохара, Леохар, афинянин по происхождению, стал придворным художником Александра Македонского. Именно он создал ряд хрисоэлефантинных статуй царей Македонской династии для Филиппейона. Холодный и пышный классицизирующий, то есть внешне подражающий классическим формам, стиль произведений Леохара удовлетворял потребностям складывающейся монархии Александра. Представление о стиле произведений Леохара, посвященных восхвалению Македонской монархии, дает нам римская копия с его героизированного портретного изображения Александра Македонского. Обнаженная фигура Александра имела отвлеченно-идеальный характер.
Четвертый век до н.э.. явился важным этапом в развитии древнегреческого
искусства. Традиции высокой классики перерабатывались в новых исторических
условиях.
Рост рабства, концентрация все больших богатств в руках немногих крупных
рабовладельцев уже со второй половины 5 в. до н.э. мешали развитию свободного
труда. К концу века, особенно в экономически развитых полисах, все явственнее
выступал процесс постепенного разорения мелких свободных производителей,
приводивший к падению удельного веса свободного труда.
Ведущая роль в расцвете искусства высокой классики принадлежала Афинам —
самому развитому в политическом, экономическом и культурном отношении полису.
Искусство Афин этого времени служило образцом для искусства других полисов,
в особенности тех, которые были в орбите политического влияния Афин. В Афинах
работало множество местных и приезжих художников — архитекторов, живописцев,
скульпторов, рисовальщиков краснофигурных ваз.
Ведущая роль в расцвете искусства высокой классики принадлежала Афинам —
самому развитому в политическом, экономическом и культурном отношении полису.
Искусство Афин этого времени служило образцом для искусства других полисов,
в особенности тех, которые были в орбите политического влияния Афин. В Афинах
работало множество местных и приезжих художников — архитекторов, живописцев,
скульпторов, рисовальщиков краснофигурных ваз.
Ярким примером переосмысления привычных мифологических сюжетов в годы радикальной ломки традиций архаики и становления искусства классики является замечательный рельеф, исполненный, вероятно, также ионийским мастером второй четверти 5 в. до н.э. и изображающий рождение Афродиты из пены морской (так называемый «Трон Людовизи»); на боковых сторонах этого мраморного «трона» или, скорее, постамента для статуи Афродиты изображены обнаженная девушка, играющая на флейте, и одетая в длинную одежду женщина перед курильницей. Ясная и простая гармония, спокойная естественность движений фигур и реалистическая жизненность их группировки резко отличают эти произведения от архаических рельефов.
Героическая эпоха греко-персидских войн и годы, непосредственно за ними последовавшие, были временем бурного роста рабовладельческих полисов. В борьбе с персами они доказали свою жизнеспособность и силу и вступили вслед за тем в пору своего наивысшего могущества. Начался период широкого строительства общественных архитектурных сооружений, создания монументальной скульптуры и фресок, которые утверждали силу и значение греческих городов-государств, достоинство, величие и красоту человека. Произошел решительный перелом в развитии искусства.
С первых десятилетий 5 в. до н.э. начался классический период развития
греческой культуры и греческого искусства. Для Древней Греции это был период
наивысшего расцвета драмы, политического красноречия, архитектуры, скульптуры,
монументальной живописи и вазописи. Высоко совершенное, последовательно
реалистическое и полное глубокого чувства красоты, искусство греческой классики
определило собой новый и наиболее важный этап в развитии всего мирового
искусства.
В период архаики (7 - 6 вв. до н.э.) греческое искусство далеко ушло от
примитивных форм искусства гомеровского периода. Оно стало несравненно сложнее
и, что самое главное, вступило на путь реалистического развития, с трудом
преодолевая устойчивую косность давно сложившихся условных форм и борясь с ней.
Прогрессивные завоевания и открытия в искусстве периода архаики неодинаково
осуществлялись в разных областях искусства; всего больше их было в архитектуре
и вазовой живописи, относительно меньше — в скульптуре, еще во многом скованной
консервативными культовыми традициями.
Древнейший начальный период развития греческого искусства носит название
гомеровского (12 - 8 вв. до н.э.). Это время отразилось в эпических поэмах -
«Илиаде» и «Одиссее», автором которых древние греки считали легендарного поэта
Гомера. Хотя поэмы Гомера сложились в своем окончательном виде позднее (в 8 - 7
вв. до н.э.) - в них рассказывается о более древних общественных отношениях,
характерных для времени разложения первобытно-общинного строя и зарождения
рабовладельческого общества
Искусство Древней Греции, сыгравшее важнейшую роль в развитии культуры и
искусства человечества, было определено общественным и историческим развитием
Греции, глубоко отличным от развития стран и народов Древнего Востока. В
Греции, несмотря на наличие рабства, огромную роль играл свободный труд
ремесленников, — до тех пор, пока развитие рабовладения не оказало на него
своего разрушительного действия. В Греции сложились в рамках рабовладельческого
общества первые в истории принципы демократии, давшие возможность развиться
смелым и глубоким идеям, утверждавшим красоту и значительность человека.