В 3 в. углубился кризис римского рабовладельческого общества. Уже в первой
половине века, в правление династии Северов (193 - 235), обострился процесс
разложения рабовладельческой системы, расширилась система колоната, появились
элементы натурального хозяйства в латифундиях, усилился процесс варваризации
армии, пополнявшейся германцами, галлами, сирийцами и др. Актом,
свидетельствовавшим о слабости метрополии и о возросшем значении провинций, был
эдикт Каракаллы 213 г. о распространении прав римского гражданства на всех
свободных жителей римских провинций.
В истории искусства Древнего Рима значительное место занимает искусство
провинций, расцвет которого относится ко 2 - 3 вв. н.э.
Западные провинции — Испания, Галлия и другие — были сильно романизированы.
Народы этих стран в полной мере ощутили огромную тяжесть римского завоевания.
Вместе с тем эксплуатация римлянами естественных богатств этих стран,
строительство дорог, возникновение городов способствовали развитию торговли и
ремесел, распаду родового строя и, в конечном результате, — экономическому и
культурному подъему.
Для Римской империи 2 в. н.э. был периодом роста ее территории, подъема
культуры и искусства и одновременно периодом усиления внешних и внутренних
противоречий римского рабовладельческого государства. Уже во второй половине
века эти противоречия становятся очевидными. Несмотря на принимавшиеся
императорами меры, экономическое значение метрополии римской империи — Италии —
стало падать; напротив, значение римских провинций неуклонно повышалось. В
соответствии с этим возросло значение культуры многочисленных римских провинций
— от Испании и Галлии на западе до Египта и Сирии на востоке. Восстания,
вспыхивавшие во 2 в. в римских провинциях (в Киренаике, Египте, Иудее, Греции)
и подавлявшиеся Римом с большой жестокостью, свидетельствовали о близости
социального и политического кризиса римской рабовладельческой державы. Симптомы
Этого кризиса нашли свое отражение в идеологии и культуре рассматриваемого
периода, в распространении мистических восточных культов, например культа
египетской богини Исиды, иранского божества Митры, в возникновении
христианства.
К концу 1 в. до н.э. Римское государство стало крупнейшей рабовладельческой державой. Его обширные размеры вызвали необходимость в сложном государственном аппарате для управления огромным хозяйством захваченных территорий. Необходимость централизации управления шла вразрез со старыми республиканскими формами общинного управления города-государства. В результате длительной борьбы между сословиями, сопровождавшейся глубокими социальными потрясениями эпохи гражданских войн, сложилась новая политическая форма власти - военная диктатура императора. Время от конца 1 в. до н.э. до падения Рима (5 в. н.э.) носит название периода империи. Причем время от конца 1 в. до н.э. до конца 3 в. н.э. называется периодом принципата (от слова принцепс - то есть первый среди сенаторов и граждан). Несмотря на фактически сложившуюся монархическую форму власти, официально считалось, что власть в римском государстве разделена между принцепсом (то есть императором) и сенатом. Такая форма правления была данью республиканским традициям.
Внешнеполитическая история Римской республики со времени установления
республиканского строя в конце 6 в. до н.э. до начала периода империи в конце 1
в. до н.э. разделяется на несколько этапов. Первоначально Рим, являвшийся
небольшим городом-государством, вел борьбу со своими ближайшими соседями -
племенами латинов, эквов, вольсков - и подчинил их своей власти. Следующим
Этапом было покорение Римом всей Италии. К концу республиканского периода
завершилось завоевание всех средиземноморских государств и превращение Рима в
огромную мировую державу.
Страна этрусков, располагавшаяся на берегу Тирренского моря, простиралась на
восток до Апеннинского горного хребта. Северная граница Этруррии в конце 7 в.
до н.э. доходила до реки По, а на юге захватывала Кампанью (Неаполитанскую
область); с конца 6 в. до н.э. этруски занимали территорию нынешней Тосканы.
С конца 1 в. до н.э. ведущее значение в античном мире приобретает римское
искусство. В это время Рим становится мировой державой. Кризис
рабовладельческой системы эллинистических государств, завершившийся римским
завоеванием, привел к образованию более развитой формы рабовладельческого
государства - римской военно-административной державы, основанной на более
организованной и жестокой эксплуатации рабов и низших классов населения.
Римское государство не было однородным по составу населения: в нем обитало
множество племен и народов, стоявших на различном уровне социального и
экономического развития, и это определило многие особенности римской культуры.
Следующий шаг вперед представляют собой портреты известного драматурга конца 4 - начала 3 в. до н.э. Менандра, в том числе превосходный портрет его, хранящийся в ленинградском Эрмитаже. В этом портрете меньше связанности с каноническими принципами, более индивидуально переданы черты тонкого нервного лица Менандра, детальнее раскрывается его внутренний облик - черты раздумья, грусти, усталости; однако эти качества образа выражены приглушенно, они еще не составляют предмета основного внимания художника. Композиционное построение стало свободнее, голова дана в легком повороте и наклоне, чем усиливается впечатление естественности; большей мягкостью отличается пластическая моделировка.
В конце 4 в. до н.э. рабовладельческие государства восточного
Средиземноморья и Ближнего Востока вступили в новый период своего исторического
и культурного развития, получивший в науке название эллинизма.
Наиболее последовательно искусство ложноклассического направления раскрылось в творчестве Леохара, Леохар, афинянин по происхождению, стал придворным художником Александра Македонского. Именно он создал ряд хрисоэлефантинных статуй царей Македонской династии для Филиппейона. Холодный и пышный классицизирующий, то есть внешне подражающий классическим формам, стиль произведений Леохара удовлетворял потребностям складывающейся монархии Александра. Представление о стиле произведений Леохара, посвященных восхвалению Македонской монархии, дает нам римская копия с его героизированного портретного изображения Александра Македонского. Обнаженная фигура Александра имела отвлеченно-идеальный характер.
Четвертый век до н.э.. явился важным этапом в развитии древнегреческого
искусства. Традиции высокой классики перерабатывались в новых исторических
условиях.
Рост рабства, концентрация все больших богатств в руках немногих крупных
рабовладельцев уже со второй половины 5 в. до н.э. мешали развитию свободного
труда. К концу века, особенно в экономически развитых полисах, все явственнее
выступал процесс постепенного разорения мелких свободных производителей,
приводивший к падению удельного веса свободного труда.
Ведущая роль в расцвете искусства высокой классики принадлежала Афинам —
самому развитому в политическом, экономическом и культурном отношении полису.
Искусство Афин этого времени служило образцом для искусства других полисов,
в особенности тех, которые были в орбите политического влияния Афин. В Афинах
работало множество местных и приезжих художников — архитекторов, живописцев,
скульпторов, рисовальщиков краснофигурных ваз.
Ведущая роль в расцвете искусства высокой классики принадлежала Афинам —
самому развитому в политическом, экономическом и культурном отношении полису.
Искусство Афин этого времени служило образцом для искусства других полисов,
в особенности тех, которые были в орбите политического влияния Афин. В Афинах
работало множество местных и приезжих художников — архитекторов, живописцев,
скульпторов, рисовальщиков краснофигурных ваз.
Ярким примером переосмысления привычных мифологических сюжетов в годы радикальной ломки традиций архаики и становления искусства классики является замечательный рельеф, исполненный, вероятно, также ионийским мастером второй четверти 5 в. до н.э. и изображающий рождение Афродиты из пены морской (так называемый «Трон Людовизи»); на боковых сторонах этого мраморного «трона» или, скорее, постамента для статуи Афродиты изображены обнаженная девушка, играющая на флейте, и одетая в длинную одежду женщина перед курильницей. Ясная и простая гармония, спокойная естественность движений фигур и реалистическая жизненность их группировки резко отличают эти произведения от архаических рельефов.
Героическая эпоха греко-персидских войн и годы, непосредственно за ними последовавшие, были временем бурного роста рабовладельческих полисов. В борьбе с персами они доказали свою жизнеспособность и силу и вступили вслед за тем в пору своего наивысшего могущества. Начался период широкого строительства общественных архитектурных сооружений, создания монументальной скульптуры и фресок, которые утверждали силу и значение греческих городов-государств, достоинство, величие и красоту человека. Произошел решительный перелом в развитии искусства.
С первых десятилетий 5 в. до н.э. начался классический период развития
греческой культуры и греческого искусства. Для Древней Греции это был период
наивысшего расцвета драмы, политического красноречия, архитектуры, скульптуры,
монументальной живописи и вазописи. Высоко совершенное, последовательно
реалистическое и полное глубокого чувства красоты, искусство греческой классики
определило собой новый и наиболее важный этап в развитии всего мирового
искусства.
В период архаики (7 - 6 вв. до н.э.) греческое искусство далеко ушло от
примитивных форм искусства гомеровского периода. Оно стало несравненно сложнее
и, что самое главное, вступило на путь реалистического развития, с трудом
преодолевая устойчивую косность давно сложившихся условных форм и борясь с ней.
Прогрессивные завоевания и открытия в искусстве периода архаики неодинаково
осуществлялись в разных областях искусства; всего больше их было в архитектуре
и вазовой живописи, относительно меньше — в скульптуре, еще во многом скованной
консервативными культовыми традициями.
Древнейший начальный период развития греческого искусства носит название
гомеровского (12 - 8 вв. до н.э.). Это время отразилось в эпических поэмах -
«Илиаде» и «Одиссее», автором которых древние греки считали легендарного поэта
Гомера. Хотя поэмы Гомера сложились в своем окончательном виде позднее (в 8 - 7
вв. до н.э.) - в них рассказывается о более древних общественных отношениях,
характерных для времени разложения первобытно-общинного строя и зарождения
рабовладельческого общества
Искусство Древней Греции, сыгравшее важнейшую роль в развитии культуры и
искусства человечества, было определено общественным и историческим развитием
Греции, глубоко отличным от развития стран и народов Древнего Востока. В
Греции, несмотря на наличие рабства, огромную роль играл свободный труд
ремесленников, — до тех пор, пока развитие рабовладения не оказало на него
своего разрушительного действия. В Греции сложились в рамках рабовладельческого
общества первые в истории принципы демократии, давшие возможность развиться
смелым и глубоким идеям, утверждавшим красоту и значительность человека.
В развитии
культуры народов, живших у Средиземного моря, большую роль сыграла эгейская
культура. Она развивалась на островах и берегах Эгейского моря, в восточной
части Средиземноморья, в течение почти двух тысяч лет, с 3000 до 1200 г. до
н.э. одновременно с искусством Египта и Двуречья. Центром эгейской культуры был
остров Крит. Она захватывала также Кикладские острова, Пелопоннес, где
находились города Микены, Пилос и Тиринф, и западное побережье Малой Азии, в
северной части которого находилась Троя. Эгейскую культуру называют также
крито-микенской.