В 3 в. углубился кризис римского рабовладельческого общества. Уже в первой
половине века, в правление династии Северов (193 - 235), обострился процесс
разложения рабовладельческой системы, расширилась система колоната, появились
элементы натурального хозяйства в латифундиях, усилился процесс варваризации
армии, пополнявшейся германцами, галлами, сирийцами и др. Актом,
свидетельствовавшим о слабости метрополии и о возросшем значении провинций, был
эдикт Каракаллы 213 г. о распространении прав римского гражданства на всех
свободных жителей римских провинций.
В истории искусства Древнего Рима значительное место занимает искусство
провинций, расцвет которого относится ко 2 - 3 вв. н.э.
Западные провинции — Испания, Галлия и другие — были сильно романизированы.
Народы этих стран в полной мере ощутили огромную тяжесть римского завоевания.
Вместе с тем эксплуатация римлянами естественных богатств этих стран,
строительство дорог, возникновение городов способствовали развитию торговли и
ремесел, распаду родового строя и, в конечном результате, — экономическому и
культурному подъему.
Для Римской империи 2 в. н.э. был периодом роста ее территории, подъема
культуры и искусства и одновременно периодом усиления внешних и внутренних
противоречий римского рабовладельческого государства. Уже во второй половине
века эти противоречия становятся очевидными. Несмотря на принимавшиеся
императорами меры, экономическое значение метрополии римской империи — Италии —
стало падать; напротив, значение римских провинций неуклонно повышалось. В
соответствии с этим возросло значение культуры многочисленных римских провинций
— от Испании и Галлии на западе до Египта и Сирии на востоке. Восстания,
вспыхивавшие во 2 в. в римских провинциях (в Киренаике, Египте, Иудее, Греции)
и подавлявшиеся Римом с большой жестокостью, свидетельствовали о близости
социального и политического кризиса римской рабовладельческой державы. Симптомы
Этого кризиса нашли свое отражение в идеологии и культуре рассматриваемого
периода, в распространении мистических восточных культов, например культа
египетской богини Исиды, иранского божества Митры, в возникновении
христианства.
К концу 1 в. до н.э. Римское государство стало крупнейшей рабовладельческой державой. Его обширные размеры вызвали необходимость в сложном государственном аппарате для управления огромным хозяйством захваченных территорий. Необходимость централизации управления шла вразрез со старыми республиканскими формами общинного управления города-государства. В результате длительной борьбы между сословиями, сопровождавшейся глубокими социальными потрясениями эпохи гражданских войн, сложилась новая политическая форма власти - военная диктатура императора. Время от конца 1 в. до н.э. до падения Рима (5 в. н.э.) носит название периода империи. Причем время от конца 1 в. до н.э. до конца 3 в. н.э. называется периодом принципата (от слова принцепс - то есть первый среди сенаторов и граждан). Несмотря на фактически сложившуюся монархическую форму власти, официально считалось, что власть в римском государстве разделена между принцепсом (то есть императором) и сенатом. Такая форма правления была данью республиканским традициям.
Внешнеполитическая история Римской республики со времени установления
республиканского строя в конце 6 в. до н.э. до начала периода империи в конце 1
в. до н.э. разделяется на несколько этапов. Первоначально Рим, являвшийся
небольшим городом-государством, вел борьбу со своими ближайшими соседями -
племенами латинов, эквов, вольсков - и подчинил их своей власти. Следующим
Этапом было покорение Римом всей Италии. К концу республиканского периода
завершилось завоевание всех средиземноморских государств и превращение Рима в
огромную мировую державу.
Страна этрусков, располагавшаяся на берегу Тирренского моря, простиралась на
восток до Апеннинского горного хребта. Северная граница Этруррии в конце 7 в.
до н.э. доходила до реки По, а на юге захватывала Кампанью (Неаполитанскую
область); с конца 6 в. до н.э. этруски занимали территорию нынешней Тосканы.
С конца 1 в. до н.э. ведущее значение в античном мире приобретает римское
искусство. В это время Рим становится мировой державой. Кризис
рабовладельческой системы эллинистических государств, завершившийся римским
завоеванием, привел к образованию более развитой формы рабовладельческого
государства - римской военно-административной державы, основанной на более
организованной и жестокой эксплуатации рабов и низших классов населения.
Римское государство не было однородным по составу населения: в нем обитало
множество племен и народов, стоявших на различном уровне социального и
экономического развития, и это определило многие особенности римской культуры.
Следующий шаг вперед представляют собой портреты известного драматурга конца 4 - начала 3 в. до н.э. Менандра, в том числе превосходный портрет его, хранящийся в ленинградском Эрмитаже. В этом портрете меньше связанности с каноническими принципами, более индивидуально переданы черты тонкого нервного лица Менандра, детальнее раскрывается его внутренний облик - черты раздумья, грусти, усталости; однако эти качества образа выражены приглушенно, они еще не составляют предмета основного внимания художника. Композиционное построение стало свободнее, голова дана в легком повороте и наклоне, чем усиливается впечатление естественности; большей мягкостью отличается пластическая моделировка.
В конце 4 в. до н.э. рабовладельческие государства восточного
Средиземноморья и Ближнего Востока вступили в новый период своего исторического
и культурного развития, получивший в науке название эллинизма.
Наиболее последовательно искусство ложноклассического направления раскрылось в творчестве Леохара, Леохар, афинянин по происхождению, стал придворным художником Александра Македонского. Именно он создал ряд хрисоэлефантинных статуй царей Македонской династии для Филиппейона. Холодный и пышный классицизирующий, то есть внешне подражающий классическим формам, стиль произведений Леохара удовлетворял потребностям складывающейся монархии Александра. Представление о стиле произведений Леохара, посвященных восхвалению Македонской монархии, дает нам римская копия с его героизированного портретного изображения Александра Македонского. Обнаженная фигура Александра имела отвлеченно-идеальный характер.