Войны, которые вели фараоны Нового царства, помогая обогащению царей, храмов
и верхушки рабовладельцев, истощали Египет и задерживали развитие его
производительных сил. В течение первого тысячелетия до н.э. происходили
восстания эксплуатируемого населения наряду с непрерывной борьбой различных
групп внутри господствующего класса рабовладельцев. Начиная с 11 в. до н.э.
Египетское государство утратило свою мощь и распалось на ряд отдельных царств,
временами объединявшихся в единое, но недолговечное государство.
Время правления XIX династии было для Египта годами нового политического» и экономического подъема. Походы Сети I и Рамсеса II вернули часть азиатских владений, был заключен союз с хеттами, упрочено господство в Нубии. В итоге войн усилился приток рабской силы и различных богатств, что позволило возобновить широкую строительную деятельность. Но внутри страны при кажущемся спокойствии шла приглушенная борьба фараонов со знатью и жречеством, хотя и принявшая теперь иные формы. Так, Рамсес II, не порывая явно с вновь усилившимся фиванским жречеством, все же принимает меры для его ослабления.
Следствием завоевательных войн царей XVIII династии был рост богатств знати
и тесно связанного с ней жречества; это обогащение усиливало влияние придворной
знати и жречества и противопоставляло их царской власти. В результате началось
новое обострение отношений между фараоном и владетельной рабовладельческой
знатью, неимоверно разбогатевшим жречеством и в особенности жречеством главного
святилища Египта — храма Амона-Ра в Фивах. Обострение вылилось в открытый
конфликт в начале 14 в. при фараоне Аменхотепе IV. Этот фараон смело и
решительно порвал с верхушкой знати и жречеством и, опираясь на поддержку
рядовых свободных (немху), недовольных господством знати, провел большую
социальную и религиозную реформу. Эта реформа, явившаяся небывалым в истории
Египта событием, проходила в условиях напряженной и острой политической борьбы,
имевшей форму религиозных разногласий.
Рост имущественного неравенства и общественных противоречий привел в 18 в.
до н.э. к новому ослаблению центральной власти и крупным социальным волнениям.
Последовавшее длительное завоевание Египта кочевниками гиксосами явилось
периодом экономического и культурного упадка Египта. Борьбу за изгнание
гиксосов и новое объединение страны вновь возглавили Фивы (16 в. до н.э.).
Завершивший эту борьбу и начавший завоевание Сирии фараон Яхмес I был первым
царем XVIII династии...
Египет Древнего царства являлся примитивным рабовладельческим обществом, в
котором наряду с эксплуатацией рабов существовала и эксплуатация труда
свободного земледельческого населения, объединенного в общины. С развитием
производительных сил росло и использование рабского труда. Во главе государства
стоял фараон, деспотически правивший страной и опиравшийся на верхушку
рабовладельческой знати. Объединение Египта, диктовавшееся потребностями
развития ирригационного земледелия, было тем не менее довольно неустойчивым
вследствие противоречий в интересах местной знати, что приводило к борьбе между
номами (областями) и между номовой знатью и фараонами. Поэтому на протяжении
истории Древнего царства (как, впрочем, и всей истории Египта) степень
централизации государства была неодинаковой.
Искусство Древнего Египта было создано народом, который был творцом одной из
древнейших культур человечества и в течение нескольких тысячелетий играл
важнейшую роль в истории Средиземноморья, восточной Африки и Передней Азии. Это
искусство было наиболее передовым и наиболее совершенным среди искусств
различных народов Древнего Востока. Египетский народ первым в мире создал
монументальную каменную архитектуру, замечательный своей реалистической
правдивостью скульптурный портрет, прекрасные изделия художественного ремесла.
Египетское искусство было новым и большим шагом вперед после первобытного
искусства. Среди многих его достижений главным было изображение человека с
несравненно большей степенью реалистической конкретности, чем то было в
искусстве предшествующего исторического этапа. Египетское искусство впервые
стало изображать человека в сопоставлении и в связи с другими людьми. Оно
изобрело приемы наглядного рассказа, строго продуманного построения действия.
Наконец, египетское искусство открыло и утвердило интерес к индивидуальности
человека, не раз на протяжении своей долгой истории создавая образы, полные
глубокой значительности.
После падения Ассирии в 7 в. до н.э. под натиском всех ее объединившихся
врагов восстанавливается независимость Вавилона и расширяется его могущество.
Он вновь становится центром обширного государства. Он подчиняет себе Финикию и
Палестину, ведет большие войны с Египтом за торговые пути. В Нововавилонском
царстве господствовала торгово-ростовщическая рабовладельческая верхушка,
сосредоточившая в своих руках обширную торговлю. Очень крупную роль играло
жречество, фактически контролировавшее всю деятельность государства. Вероятно,
политика жречества наложила отпечаток на официальное искусство, изгнала из него
сюжеты, прославлявшие земного владыку, и направила творчество художников в
сторону декоративного стиля.
Крупнейшую роль в истории Древнего Востока в первой половине 1 тысячелетия
до н.э. сыграла Ассирия. Истоки ассирийского искусства восходят к 3 тысячелетию
(Древний Ашшур), но высшее свое развитие оно получило только в 1 тысячелетии до
н.э., от которого сохранилось и самое большое количество памятников.
Выдвижение города Вавилона в 19 в. до н.э., объединившего под своей властью
шумеро-аккадские государства, было связано с завоеванием Двуречья аморитами. В
Вавилонском царстве происходит укрепление и дальнейшее развитие
рабовладельческого уклада.
Во второй половине 3 тысячелетия до н.э. (23 - 22 вв.) произошло нашествие в
Двуречье горного племени гутиев, завоевавшего Аккадское государство. Власть
царей гутиев продолжалась в Двуречье около столетия. Меньше других пострадали
от завоевания южные города Шумера. Новый расцвет, основанный на расширении
внешней торговли, переживают некоторые древние центры, особенно Лагаш,
правитель которого, Гудеа, повидимому, сохранял некоторую самостоятельность.
Общение с другими народами, знакомство с их культурой имели большое значение
для развития искусства этой поры. Об этом свидетельствуют и памятники искусства
и памятники письменности — клинописные тексты, являющиеся лучшими образцами
литературного стиля древних шумерийцев. Гудеа особенно прославился своей
строительной деятельностью и заботой о восстановлении древних сооружений.
Однако архитектурных памятников от этого времени дошло до наших дней очень
мало. О высоком уровне художественной культуры времени Гудеа лучше всего
свидетельствует монументальная скульптура. Сохранились статуи Гудеа,
замечательные по технике исполнения. Большинство из них были посвящены божеству
и стояли в храмах. Этим в значительной мере объясняются традиционная
статичность и черты канонической условности. Вместе с тем в статуях Гудеа
отчетливо видны большие изменения в шумерийском искусстве, которое восприняло
многие прогрессивные черты искусства времени Аккада.
В 24 в. до н.э. возвысился семитский город Аккад, объединивший под своей
властью большую часть Двуречья. Борьба за объединение страны всколыхнула
широкие массы населения и имела исторически прогрессивное значение, позволив
организовать общую ирригационную сеть, необходимую для развития хозяйства
Двуречья.
В начале 3 тысячелетия до н.э. рост классовых противоречий привел к
образованию в Двуречье первых небольших рабовладельческих государств, в которых
были еще очень сильны пережитки первобытно-общинного строя. Первоначально
такими государствами стали отдельные города (с прилегающими сельскими
поселениями), обычно расположенные в местах древних храмовых центров. Между
ними шли непрекращавшиеся войны за обладание главными ирригационными каналами,
за захват лучших земель, рабов и скота.
Наиболее древней и лучше всего изученной культурой Передней Азии является
культура племен и народов Двуречья (Месопотамии). К 4 - началу 3 тысячелетия до
н.э. восходит ранний этап ее развития, связанный с первобытно-общинным строем и
зарождением классового общества. В этом раннем времени различаются периоды
Обейда, Урука и Джемдет - Наср, получившие названия от местностей, где были
сделаны основные археологические находки.
Постепенное развитие производительных сил и связанные с этим первые успехи
разделения труда создали в рамках первобытного общества необходимые условия для
перехода к рабовладельческому строю — к первой классовой, антагонистической
общественной формации в истории человечества. Рабство возникло на основе роста
экономического неравенства, на основе зарождения частной собственности.
Первоначально рабство существовало в недрах первобытно-общинного способа
производства; раб принадлежал или всей общине, или представителям родовой
знати. Постепенно масса обращенных в рабство увеличивалась, их эксплуатация
росла. Переход средств производства в руки меньшинства привел к подчинению
большинства меньшинству. Возник рабовладельческий строй, основой которого была
собственность рабовладельца на средства производства и на работника
производства — раба. Принудительный труд рабов стал основной формой
общественного труда. Общество раскололось на два враждебных друг другу класса:
господствующий класс рабовладельцев и угнетенный класс бесправных рабов.
Значительная прослойка свободного трудящегося населения — земледельцев и
ремесленников — по своему положению приближалась к рабам. С возникновением
рабовладельческого строя появилось государство — политическая организация
господствующего класса, призванная подавлять сопротивление классов
эксплуатируемых.
Первобытное искусство, то есть искусство эпохи первобытно-общинного строя,
развивалось в течение очень длительного времени, и в некоторых частях света - в
Австралии и Океании, во многих областях Африки и Америки - оно существовало
вплоть до нового времени. В Европе и Азии его возникновение восходит к
ледниковому периоду, когда большая часть Европы была покрыта льдом и там, где
теперь находятся южная Франция и Испания, расстилалась тундра. В 4 - 1
тысячелетиях до н.э. первобытно-общинный строй сначала в северной Африке и
Передней Азии, а затем и в южной и восточной Азии и в южной Европе постепенно
сменился рабовладельческим.